Перейти на главную страницу приемной комиссии
Приемная комиссияИнформация о специальностях и специализациях по факультетамАрхитектурный факультет

Архитектурный факультет является ведущей архитектурной школой Республики Беларусь.

Факультет осуществляет набор по следующим специальностям:

Главным принципом нашего архитектурного образования является связь обучения с реальной социальной, экономической и культурной жизнью нашей страны. Здесь, собственно, и проявляется важнейшее качество архитектуры не столько как «отвлеченной науки» или «чистого искусства», а как глубоко продуманной, рациональной и прагматичной системы, которая должна служить удовлетворению сегодняшних нужд человека, собственно созданию среды его жизнедеятельности.

Преподавание архитектуры велось на территории Великого княжества Литовского еще в XVI веке, но подлинно национальное архитектурное образование Беларуси появилось после окончания Второй мировой войны. В ее создании принимали участие выдающиеся архитекторы, которые отстраивали г. Минск и другие города республики. Школа и поныне сохраняет традиции, заложенные этими зодчими. Здесь помнят и чтут имена А.П. Воинова, В.А. Короля, Н.Н. Маклецовой, Л.Н. Рыминского и многих других, которые преподавали здесь в «Политехе». Вся послевоенная белорусская архитектура в ХХ и ХХI веках создана главным образом умом и талантом выпускников БПИ – БГПА – БНТУ.

За последние годы архитектурный факультет БНТУ стал не только главной национальной, но и международной школой архитекторов.

Сегодня на нашем факультете учатся 1054 студента, магистранта и аспиранта. 170 из них – это учащиеся из 18 стран Азии, Африки, Европы и Латинской Америки. Специалисты по специальности «Архитектура» готовятся архитектурным факультетом совместно с Таджикским Государственным университетом.

На факультете преподают 106 квалифицированных преподавателей, из них 7 докторов, 18 кандидатов наук, 5 профессоров, 22 доцента.

Ежегодно мы получаем большое количество заявок из разных городов, областей, районов нашей страны, от предприятий и организаций, которые просят включить в планы курсового и дипломного проектирования темы, связанные с конкретными объектами, участками застройки территорий. Наши студенты и преподаватели обязательно выезжают в эти регионы, знакомятся с людьми, местностью, условиями создания того или иного архитектурно-градостроительного объекта.

Только за последние 5 лет наши студенты-архитекторы создали интересные проекты развития таких городов, как Мядель, Логойск, Кричев, Мозырь и др. Но молодежь проектирует не только большие объекты. Интереснейшей стала работа 2015 года по архитектурному дизайну Республиканского научно-практического центра кардиологии в Минске. Молодежь разработала концепции развития таких интересных объектов как центры туризма «Александрия», «Лясковичи», «Силичи», участвовала в проектировании спортивного комплекса им А.В. Медведя.

Одним из самых важных принципов архитектурного образования является воспитание специалиста – патриота своей страны. Ведь архитектурное творчество – это не только создание «среды обитания», это формирование сознания будущих поколений, формирование духовного мира нации, а, следовательно, это глубоко патриотическая деятельность, которая служит развитию национальной культуры.

Беларусь имеет свою неповторимую культуру, связанную вместе с тем с культурой России и Польши, Украины и Литвы, Европы и Азии, являющую частью общемировой культуры.

Отсюда вытекает важнейшая задача – привить эту культуру, воспитать в будущих зодчих нравственную, духовную основу их будущей деятельности.

Прежде всего это осуществляется через знакомство и изучение художественной культуры белорусского народа. У нас проходят выставки, конференции, встречи и концерты, где наша молодёжь может познакомиться с богатейшим культурным наследием белорусов, с фольклором и высоким искусством.

Сами преподаватели архитектуры и художественных дисциплин являются талантливыми мастерами, которые сегодня создают замечательные произведения.

Только в 2018-2019 гг. проекты благоустройства были выполнены для Заводского района нашей столицы. Много художественных росписей сделано в разных уголках Беларуси руками студентов архитектурного факультета. Они участвуют в выставках, получают награды и звания.

Но патриотическая деятельность отнюдь не замыкается в стенах выставочных залов и мастерских. Ежегодно студенты-архитекторы выезжают в те уголки Беларуси, где как очаги культуры и искусства сохраняются замечательные объекты нашего культурного наследия – в Мир, Несвиж, Крево, Гольшаны, Любчу. Эти поездки носят не только и не столько ознакомительный характер – студенты живут и трудятся в летних лагерях, помогая своими руками проводить реставрацию и археологические работы, делают графические зарисовки и живописные работы, посвященные памятникам зодчества и неповторимым уголкам нашей страны.

На архитектурном факультете БНТУ сосредоточена белорусская архитектурная наука. Здесь создан единственный в стране Совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата архитектуры по специальности «Архитектура зданий и сооружений, городских поселений, межселенных территорий».

Выдающиеся белорусские ученые – архитекторы, работающие здесь, высоко оценены руководством страны. Г.А. Потаев удостоен Государственной премией Республики Беларусь, профессор С.А. Сергачев, доцент Литвинова А.А., доцент Лаврецкий Г.А. отмечены премией Президента «За духовное возрождение».

На Совете архитектурного факультета БНТУ впервые защищена докторская диссертация на тему «Архитектура Таджикистана». Так в далёкой горной стране появился первый доктор архитектуры – Акрам Акбаров. В настоящее время в магистратуре и аспирантуре архитектурного факультета учатся представители 5 стран мира.

Наши маститые учёные вместе с научной молодёжью сегодня участвуют в выполнении государственных научных программ в области архитектуры, градостроительства, сохранения культурного наследия. Выпускаются монографии, учебники и учебные пособия, посвященные разным проблемам архитектуры и градостроительства. Только в 2015-2018 годах изданы книги С.А. Сергачёва («Народное зодчество Беларуси. История и современность»), Потаева Г.А. («Планировка населенных мест» и «Композиция в архитектуре и градостроительстве», «Градостроительное искусство: традиции и новаторство», «Тенденции развития градостроительства»), И.А. Иодо, Ю.А. Протасовой, В.А. Сысоевой («Теоретические основы архитектуры»), А.С. Сардарова («Краса. Эстетика белорусской архитектуры», «Введение в архитектуру», «Летопись памяти поколений. Мемориальная архитектура
Беларуси»).

На факультете создано и успешно работает архитектурно-инновационное бюро и макетная мастерская, выполняющие реальные проекты по заказам различных организаций. К работе бюро привлекаются студенты и преподаватели факультета. Студенческая макетная мастерская получила в 2009 году Грант Президента Республики Беларусь за свои работы.

Но школа, ищущая и двигающаяся вперёд, не может опираться только на теорию и прошлое – важнейшая задача, соединить традиции с передовыми достижениями строительного производства и науки, новыми технологиями проектирования, возведения зданий, познаниями в области материаловедения и новейших конструктивных систем. Здесь ориентации нашей школы связаны с работой в области информационных технологий, включения новейших идей в области строительного производства, новых материалов, принципов энергоэффективности и экономичности непосредственно в состав курсовых и дипломных проектов.

Этому направлению служит участие нашей молодёжи в ежегодных международных конкурсах в области энегоэффективных архитектурно-градостроительных идей и направлений. Ребята выезжают за рубеж, где показывают себя наравне, а в ряде случаев и впереди своих сверстников из стран Европы, Азии и Америки. Важнейшую роль в воспитании профессионализма играет участие нашей молодежи в Национальных фестивалях архитектуры, в республиканских конкурсах дипломных проектов, на которых наши студенты являются признанными лидерами.

Кроме того, студенты выражают свои творческие способности и таланты в музыке, танцах, вокале, прикладном искусстве. Наши творческие коллективы выступают не только в стенах БНТУ, но и на других сценических площадках по всей стране, получают почетные дипломы и награды, не только среди своих сверстников, но и на профессиональных площадках.

Специальность 1-69 01 01
АРХИТЕКТУРА

Высшая архитектурная школа Беларуси готовит архитекторов широкого профиля. Выпускникам университета выдается диплом с присвоением квалификации «архитектор», и они получают право заниматься творческой деятельностью во всех областях градостроительства и архитектуры: в проектных и научно-исследовательских институтах и их подразделениях; организациях и предприятиях строительного профиля; бюро и группах, имеющих лицензию на право осуществлять проектную работу; на кафедрах вузов, выполняющих исследования в области архитектуры; в государственных органах управления архитектурной и градостроительной деятельностью на городском, районном, областном, национальном уровнях.

Архитектор формирует среду человеческого обитания, проектируя строительные, ландшафтные и градостроительные объекты, каждый из которых является сложной социальной, художественной, экологической системой.

В процессе получения высшего образования студенты овладевают основными принципами и практическими навыками проектирования различных типов жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, планировки населенных мест, формирования градостроительных комплексов и ансамблей.

Основной профилирующей дисциплиной в подготовке будущего зодчего является «Архитектурное проектирование», где научные и технические знания интегрируются в творческом процессе и приобретают характер целостной системы. Изучение дисциплины начинается с 1-го курса и завершается дипломным проектом. Главный принцип архитектурного проектирования – комплексный метод решения функционально-планировочных, конструкторско-технических, композиционно-художественных и экономических задач в их органическом взаимодействии.

Учебное проектирование тесно увязывается:

‑ с реальным проектированием – путем вовлечения студентов в рамках учебного процесса к выполнению заказов различных проектных организаций, органов территориального управления, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, светских и конфессиональных общественных организаций и др.;
‑ с научными исследованиями – путем освоения всеми студентами стандартных исследовательских методик в рамках обязательных проектных дисциплин, приобщения студентов к плановым научным работам кафедр и заказным исследованиям в ходе дипломного проектирования;
‑ с воспитанием широкой активности студентов – путем их привлечения к участию в различных творческих проектах и конкурсах (на факультете созданы музыкальный и танцевальный коллективы);
‑ с обширными международными контактами – путем привлечения студентов к участию в международных выставках, конкурсах, конференциях.

Учебный план включает комплексное композиционно-художественное и научно-техническое образование на общей гуманитарной основе. Студент изучает фундаментальные и прикладные общетехнические и инженерные науки, специальные архитектурные дисциплины, профессиональные компьютерные программы, курсы по истории и теории искусства, архитектуры и градостроительства, а также приобретает профессиональные навыки по рисунку, живописи и скульптуре.

Начальные курсы дают студенту общегуманитарную, художественную, социально-экономическую и общетехническую подготовку, позволяющую ему заниматься реальным проектированием на вспомогательных должностях.

Старшие курсы обеспечивают приобретение студентами глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для творческого решения архитектурных задач и разработки проектной документации. Обучение завершается выполнением квалификационной работы (дипломного проекта, в том числе исследовательского характера), успешная защита которой позволяет присвоить выпускнику квалификацию «архитектор».

После получения диплома у выпускника архитектурного факультета есть возможность поступить в магистратуру по выбранной специальности. В нее принимаются наиболее способные и склонные к научной деятельности архитекторы. Здесь предусматривается углубленная специализация в сферах разработки проектов архитектурно-строительных, архитектурно-ландшафтных, градостроительных, территориально-планировочных объектов, интерьеров, городского дизайна, а также в сфере управления развитием поселений и территорий. Учеба в магистратуре завершается выполнением квалификационной работы (проекта с развитой научно-исследовательской частью или самостоятельного научного исследования). После ее успешной защиты архитектору присваивается степень «магистр архитектуры».

На факультете ведется постоянная подготовка научных кадров высшей квалификации.После окончания аспирантуры, выполнения и защиты квалификационной работы присваивается степень «кандидат архитектуры».

Специфика архитектурной профессии, а, следовательно, и образования, требует от абитуриентов, наряду с полученными общеобразовательными знаниями, наличия склонности к изобразительному искусству, навыков в рисунке, черчении, развитого объемно-пространственного мышления, чувства цвета, гармонии, способности к творчеству. Поэтому абитуриентам, как правило, необходимо наличие интенсивной доуниверситетской подготовки либо разносторонней (архитектурный колледж), либо художественной (специализированные лицей, школа, курсы).

Специальность 1-69 01 02
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН

Возросшие эстетические и экологические требования к современной среде наших городов и сел обусловили появление новой архитектурной специальности – «Архитектурный дизайн». Ведущими направлениями творческих интересов специалиста архитектора-дизайнера являются комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды, художественное формирование культурного ландшафта, освоение природно-экологических связей, привязка предметного комплекса к пространственным ситуациям, формирование художественно-стилевых, световых, колористических, композиционно-пластических характеристик интерьеров зданий, интерьеров поселений («городских интерьеров»).

Подготовка архитектора-дизайнера, как и подготовка архитектора, предусматривает два этапа. Подготовленность к проектной работе является базисной, определяющей принципиальную возможность профессиональной деятельности в научно-исследовательской, административно-управленческой и педагогической деятельности.

Базовой кафедрой для подготовки специалистов в области архитектурного дизайна является кафедра «Дизайн архитектурной среды», разрабатывающая стратегию востребованного для Республики Беларусь направления дизайн архитектурной среды.

Образовательный процесс постоянно совершенствуется на основе инновационных форм и методов обучения, внедрения новых образовательных и информационных технологий.

Основной профилирующей дисциплиной в подготовке будущего архитектора-дизайнера является «Архитектурно-дизайнерское проектирование». За время учебы студент овладевает основными принципами и практическими навыками проектирования не только традиционных для архитектора объектов профессиональной деятельности, но и таких архитектурно-дизайнерских объектов как: оборудование и предметное наполнение среды; средства визуальных коммуникаций внутренних и открытых урбанизированных пространств; архитектурная колористика; система искусственного света; малые ландшафтно-архитектурные формы, архитектурно-дизайнерские формы, монументально-декоративные элементы оформления среды (произведения монументального и декоративного искусства, арт-дизайна). Учебное архитектурно-дизайнерское проектирование тесно увязывается с реальным проектированием, с научными исследованиями, с воспитанием высокой активности студентов, с широкими международными контактами.

Выпускникам университета по специальности «Архитектурный дизайн» после выполнения квалификационной работы (дипломного проекта, в том числе исследовательского характера) и успешной ее защиты выдается диплом с присвоением квалификации «архитектор-дизайнер», и они получают право заниматься творческой деятельностью в области архитектуры и дизайна. Выпускники могут работать архитекторами-дизайнерами в проектных и научно-проектных организациях различных форм собственности; в области ландшафтного дизайна, садово-паркового искусства; в организациях и предприятиях стройиндустрии; в научно-исследовательских институтах, на кафедрах вузов; в архитектурно-дизайнерских предприятиях и фирмах, занимающихся разработкой и изготовлением интерьеров, мебели и оборудования различного профиля; в области проектирования и изготовления объектов визуальной информации; в системе образования (преподавателями изобразительных и пространственных искусств в средних школах, архитектурно-художественных школах, гимназиях и колледжах); в органах государственного управления и местного самоуправления административно-территориальных образований; вести собственную проектно-художественную практику.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору

Приемная комиссия
2019-06-04 10:47:30
Twitter
Поделиться ВКонтакте
FaceBook
LinkedIn
E-mail