Перейти на главную страницу приемной комиссии
Приемная комиссияСпециальности и профилизации по факультетамАрхитектурный факультет

Архитектурный факультет является ведущей архитектурной школой в Республике Беларусь, осуществляющей подготовку специалистов с высшим образованием, соответствующим международным требованиям. Среди выпускников АФ – известные архитекторы, ученые, преподаватели БНТУ, лауреаты Государственных премий. Архитектурный факультет ведет педагогическую, научную и проектную работу.

Подготовка студентов набора 2023 года по специальности «Архитектура» ведется в течение 6 лет и 5 лет с сокращённым сроком обучения для выпускников учреждений среднего специального образования; 6 лет по специальности «Архитектурный дизайн» с присвоением степени магистра.

На факультете работает шесть кафедр: «Архитектура жилых и общественных зданий», «Градостроительство», «Архитектура производственных объектов и архитектурные конструкции», «Дизайн архитектурной среды», «Теория
и история архитектуры», «Рисунок, акварель и скульптура», преподают 70 высококвалифицированных преподавателей, из них 5 докторов наук, 14 кандидатов наук, 6 профессоров.

Основным принципом архитектурного образования
в БНТУ является связь обучения с реальной социально-экономической и культурной жизнью нашей страны. Таким образом проявляется важнейшее качество архитектуры не столько как «отвлеченной науки» или «чистого искусства», а как глубоко продуманной, рациональной и прагматичной системы, которая должна служить удовлетворению сегодняшних нужд человека, собственно созданию среды его жизнедеятельности.

Преподавание архитектуры велось на территории Великого княжества Литовского еще в XVI веке, но подлинно национальное архитектурное образование Беларуси появилось после окончания Второй мировой войны. В ее создании принимали участие выдающиеся архитекторы, которые отстраивали г. Минск и другие города республики. Школа и поныне сохраняет традиции, заложенные этими зодчими. Здесь помнят и чтут имена А.П. Воинова,
В.А. Короля, Н.Н. Маклецовой, Л.Н. Рыминского и многих других, которые преподавали в «Политехе». Вся послевоенная белорусская архитектура в ХХ и ХХI веках создана главным образом умом и талантом выпускников БПИ – БГПА – БНТУ.

Архитектурный факультет БНТУ является не только главной национальной, но и международной школой архитекторов. В настоящее время на архитектурном факультете обучается792 студента, 15 магистрантов и 18 аспирантов. Среди них 138 обучающихся из 18 стран Азии, Африки, Европы и Латинской Америки. Специалисты по специальности «Архитектура» готовятся архитектурным факультетом совместно с Таджикским Государственным университетом, запущены совместные образовательные программы с Ташкентским архитектурно-строительным институтом, с Самаркандским государственным архитектурно-строительным институтом и Ургенчским государственным университетом.

Ежегодно по заказам государственных предприятий и организаций архитектурный факультет выполняет проекты, которые включены в планы курсового и дипломного проектирования на темы, связанные с конкретными объектами, участками застройки территорий.

Волонтёрское движение студентов творческих специальностей на архитектурном факультете БНТУ предполагает организацию мероприятий, где студенты в реальной практике могут воплотить архитектурно-дизайнерские разработки и, таким образом, оказать помощь ряду учреждений, городских территорий, объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь.

В рамках проектов создаются малые архитектурные формы, выполняется графическое оформление интерьеров и фасадов учреждений, проводятся архитектурные форумы – реализуются творческие проекты посредством материального воплощения собственных идей студентов.

За последние годы студенты-архитекторы создали проекты развития таких городов как Мядель, Логойск, Кричев, Мозырь; разработали концепции развития центров туризма «Александрия», «Лясковичи», «Силичи», участвовали в проектировании спортивного комплекса им А.В. Медведя.

В 2018-2022 гг. студентами архитектурного факультета БНТУ были выполнены следующие проекты:
- проектные предложения по благоустройству и озеленению МКАД границах г. Минска;
- проектные предложения архитектурного благоустройства объектов в Заводском районе г. Минска Благоустройство Заводского р-на г. Минска (9 объектов);
- благоустройство проспекта Победителей;
- остров комсомольцев в парке Победы;
- эскизные решения жилого комплекса в районе д. Валерьяново (в сотрудничестве с ОАО «МАПИД»);
- проект благоустройства и озеленения Студенческой деревни в г. Минске;
- детский технопарк;
- графическое оформление (настенные росписи) и благоустройство территорий дворовых пространств в г. Минске
- сквер Марата Казея в г. Минске;
- парк Челюскинцев в г. Минске;
- проекты благоустройства г. Логойска; г. п. Плещеницы; центра г. Столбцы, центральной части г. Несвижа;
- проект развития комплекса Жировичского монастыря;
- проект реконструкции мемориального комплекса «Хатынь»;
- проект зоны отдыха МТЗ на оз. Вяча;
- разработаны концептуальные предложения «Архитектурно-дизайнерская концепция реконструкции центра города Борисова» и «Архитектурно-дизайнерская концепция сквера в Солигорске»;
- разработан концептуальный проект эко-поселения «Православная деревня»;
- реставрация памятника погибшим во время Великой Отечественной войны в д. Янушковичи Логойского района.

В 2019 году к 50-летию «Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубрёнок» был изготовлен демонстрационный макет генерального плана перспективного развития НДЦ «Зубрёнок» с использованием 3D технологий и дополненной реальности и разработана скульптурная композиция «Наш вожатый – товарищ и друг»;

К 75-летию Великой Победы архитектурный факультет подготовил проект композиции экспонирования боевого самолёта ИЛ-2 в рамках расширения музейной зоны Кургана Славы.

В рамках направления волонтёрского движения «Летники» предполагается ежегодная практика студентов-архитекторов в тех уголках Беларуси, где как очаги культуры и искусства сохраняются объекты нашего культурного наследия – в городах Мир, Несвиж, Крево, Гольшаны, Любча, Лынтупы. Студенты живут и трудятся в летних лагерях, помогая проводить реставрацию и археологические работы, выполняют графические зарисовки и живописные работы, посвященные памятникам зодчества.

Таким образом, значимость связи учебного и реального проектирования и волонтёрского движения на архитектурном факультете можно определить следующими показателями:
- создание архитектурной среды с использованием современных принципов и приёмов её благоустройства и художественного оформления;
- апробация результатов курсового проектирования и научно-исследовательских работ студентов в практической деятельности архитектора посредством проектно-производственной практики на реальных объектах;
- развитие эстетической культуры студентов в рамках волонтёрского движения на основе комплексного подхода, включающего синтез исторических и культурных ценностей и современных направлений развития архитектуры и искусства.
- совмещение культурно-досуговой деятельности студентов и участия в волонтёрских движениях по восстановлению объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь.- участие в волонтёрском движении обеспечивает развитие коммуникативных и творческих способностей студентов, их духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Одним из самых важных принципов образования является воспитание специалиста – патриота своей страны. Ведь архитектурное творчество – это не только создание «среды обитания», это формирование сознания будущих поколений, формирование духовного мира нации, а, следовательно, это глубоко патриотическая деятельность, которая служит развитию национальной культуры.

Воспитание в будущих архитекторах нравственной и духовной основы их будущей деятельности осуществляется через знакомство и изучение художественной культуры белорусского народа: на факультете проходят выставки, научно-практические конференции, встречи и концерты, где студенты могут познакомиться с богатейшим культурным наследием белорусов, с фольклором и высоким искусством.

На архитектурном факультете БНТУ сосредоточена белорусская архитектурная наука. Здесь создан единственный в стране Совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата архитектуры по специальности «Архитектура зданий и сооружений, городских поселений, межселенных территорий».

Наши маститые учёные вместе с научной молодёжью сегодня участвуют в выполнении государственных научных программ в области архитектуры, градостроительства, сохранения культурного наследия. Выпускаются монографии, учебники и учебные пособия, посвященные разным проблемам архитектуры и градостроительства.

В 2017-2022 годах изданы следующие книги и учебные пособия:
- А.С. Сардаров «Летопись памяти поколений. Мемориальная архитектура Беларуси», «Архитектура: имя и образ»; «Храм. Традиции мировой и белорусской архитектуры»;
- А. С. Сардаров, Г. А. Потаев, Е. Б. Морозова, Арабей В.Г., Сергачёв С.А., Протасова Ю.А., Нитиевская Е. Е. «Белорусская архитектура ХХ – начала XXI века»;
- Г. А. Потаев «Философия современного градостроительства», «Садово-парковое искусство Беларуси».
- С. А. Сергачёв «Народное зодчество Беларуси. История и современность»;
- Ю.В. Чантурия «Белорусское градостроительное искусство: средневековое наследие, ренессанс, барокко, классицизм в системе европейского зодчества», «Памятники и памятные места Беларуси»;
- Е. Б. Морозова, О. Е. Долинина «Промышленная инфраструктура города как пространственная система: формирование, развитие, трансформация».

На факультете создано и успешно работает архитектурно-инновационное бюро, выполняющее реальные проекты по заказам различных организаций.

Важнейшей задачей архитектурной школы является соединие традиций с передовыми достижениями строительного производства и науки, новыми технологиями проектирования, возведения зданий, познаниями в области материаловедения и новейших конструктивных систем. Здесь ориентации нашей школы связаны с работой в области информационных технологий, включения новейших идей в области строительного производства, инновационных материалов, принципов энергоэффективности и экономичности непосредственно в состав курсовых и дипломных проектов.

Этому направлению служит участие студентов в ежегодных международных конкурсах в области энегоэффективных архитектурно-градостроительных идей и направлений. Ребята выезжают за рубеж, где показывают себя наравне, а в ряде случаев и впереди своих сверстников из стран Европы, Азии и Америки. Важнейшую роль в воспитании профессионализма играет участие нашей молодежи в Национальных фестивалях архитектуры, в республиканских конкурсах дипломных проектов, на которых наши студенты являются признанными лидерами. Кроме того, студенты выражают свои творческие способности и таланты в музыке, танцах, вокале, декоративно-прикладном искусстве, получают почетные дипломы и награды.

Специальность 7-07-0731-01
АРХИТЕКТУРА

Высшая архитектурная школа Беларуси готовит архитекторов широкого профиля. Окончив университет они получают право заниматься творческой деятельностью во всех областях градостроительства и архитектуры: в проектных и научно-исследовательских институтах и их подразделениях; организациях и предприятиях строительного профиля; бюро и группах, имеющих лицензию на право осуществлять проектную работу; на кафедрах вузов, выполняющих исследования в области архитектуры; в государственных органах управления архитектурной и градостроительной деятельностью на городском, районном, областном, национальном уровнях.

Специфика архитектурной профессии, а, следова-тельно, и образования, требует от абитуриентов, наряду с полученными общеобразовательными знаниями, наличия склонности к изобразительному искусству, навыков в рисунке, черчении, развитого объемно-пространственного мышления, чувства цвета, гармонии, способности к творчеству.

Архитектор формирует среду человеческого обитания, проектируя строительные, ландшафтные и градостроительные объекты, каждый из которых является сложной социальной, художественной, экологической системой.

В процессе получения высшего образования студенты овладевают основными принципами и практическими навыками проектирования различных типов жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, планировки населенных мест, формирования градостроительных комплексов и ансамблей.

Основной профилирующей дисциплиной в подготовке будущего архитектора является «Архитектурное проектирование», где научные и технические знания интегрируются в творческом процессе и приобретают характер целостной системы. Изучение дисциплины начинается с 1-го курса и завершается дипломным проектом. Главный принцип архитектурного проектирования – комплексный метод решения функционально-планировочных, конструкторско-технических, композиционно-художественных и экономических задач в их органическом взаимодействии.

Учебное проектирование тесно увязывается:
‑ с реальным проектированием – путем вовлечения студентов в рамках учебного процесса к выполнению заказов различных проектных организаций, органов территориального управления, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, светских и конфессиональных общественных организаций и др.;
‑ с научными исследованиями – путем освоения всеми студентами стандартных исследовательских методик в рамках обязательных проектных дисциплин, приобщения студентов к плановым научным работам кафедр и заказным исследованиям в ходе дипломного проектирования;
‑ с воспитанием широкой активности студентов – путем их привлечения к участию в различных творческих проектах и конкурсах (на факультете созданы музыкальный и танцевальный коллективы);
‑ с обширными международными контактами – путем привлечения студентов к участию в международных выставках, конкурсах, конференциях.

Учебный план включает комплексное композиционно-художественное и научно-техническое образование на общей гуманитарной основе. Студент изучает фундаментальные и прикладные общетехнические и инженерные науки, специальные архитектурные дисциплины, профессиональные компьютерные программы, курсы по истории и теории искусства, архитектуры и градостроительства, а также приобретает профессиональные навыки по рисунку, живописи и скульптуре.

Начальные курсы дают студенту общегуманитарную, художественную, социально-экономическую и общетехническую подготовку, позволяющую ему заниматься реальным проектированием на вспомогательных должностях.

Старшие курсы обеспечивают приобретение студентами глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для творческого решения архитектурных задач и разработки проектной документации. Обучение завершается выполнением квалификационной работы (дипломного проекта), успешная защита которой позволяет присвоить выпускнику квалификацию «архитектор».

Обучение в магистратуре предусматривает углубленную специализацию в сферах разработки проектов архитектурно-строительных, архитектурно-ландшафтных, градостроительных, территориально-планировочных объектов, интерьеров, городского дизайна, а также в сфере управления развитием поселений и территорий. Учеба завершается выполнением квалификационной работы (проекта с развитой научно-исследовательской частью). На факультете ведется постоянная подготовка научных кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.

Специальность 7-07-0731-01
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН

Возросшие эстетические и экологические требования к современной среде наших городов и сел обусловили появление специальности «Архитектурный дизайн». Ведущими направлениями творческих интересов специалиста архитектора-дизайнера являются комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды, художественное формирование культурного ландшафта, освоение природно-экологических связей, привязка предметного комплекса к пространственным ситуациям, формирование художественно-стилевых, световых, колористических, композиционно-пластических характеристик интерьеров зданий, интерьеров поселений.

Подготовка архитектора-дизайнера, как и подготовка архитектора, предусматривает два этапа. Подготовленность к проектной работе является базисной, определяющей принципиальную возможность профессиональной деятельности в научно-исследовательской, административно-управленческой и педагогической деятельности.

Выпускающей кафедрой для подготовки специалистов в области архитектурного дизайна является кафедра «Дизайн архитектурной среды», разрабатывающая стратегию востребованного для Республики Беларусь направления дизайн архитектурной среды.

Образовательный процесс постоянно совершенствуется на основе инновационных форм и методов обучения, внедрения новых образовательных и информационных технологий.

Основной профилирующей дисциплиной в подготовке будущего архитектора-дизайнера является «Архитектурно-дизайнерское проектирование». За время учебы студент овладевает основными принципами и практическими навыками проектирования не только традиционных для архитектора объектов профессиональной деятельности, но и таких архитектурно-дизайнерских объектов как: оборудование и предметное наполнение среды; средства визуальных коммуникаций внутренних и открытых урбанизированных пространств; архитектурная колористика; система искусственного света; малые ландшафтно-архитектурные формы, архитектурно-дизайнерские формы, монументально-декоративные элементы оформления среды (произведения монументального и декоративного искусства, арт-дизайна). Учебное архитектурно-дизайнерское проектирование тесно увязывается с реальным проектированием, с научными исследованиями, с воспитанием высокой активности студентов, с широкими международными контактами.

Выпускники архитектурного факультета могут работать архитекторами и архитекторами-дизайнерами в проектных и научно-проектных организациях различных форм собственности; в области ландшафтного дизайна, садово-паркового искусства; в организациях и предприятиях стройиндустрии; в научно-исследовательских институтах, на кафедрах вузов; в архитектурно-дизайнерских предприятиях и фирмах, занимающихся разработкой и изготовлением интерьеров, мебели и оборудования различного профиля; в области проектирования и изготовления объектов визуальной информации; в системе образования (преподавателями изобразительных и пространственных искусств в средних школах, архитектурно-художественных школах, гимназиях и колледжах); в органах государственного управления и местного самоуправления административно-территориальных образований; вести собственную проектно-художественную практику.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору

Приемная комиссия
2023-04-12 10:05:36
Twitter
Поделиться ВКонтакте
FaceBook
LinkedIn
E-mail